Московские муниципалитеты в 2013г. ждут преобразования

Реформа системы местного самоуправления в Москве назрела давно, и в 2012г. начались первые серьезные подвижки в этой сфере. Депутаты муниципальных собраний получили целый спектр новых полномочий, начиная от определения зданий, где необходим ремонт, утверждения перечней работ по благоустройству дворов, парков и скверов до заслушивания отчета глав управ района.

Однако кроме расширения возможностей депутатов муниципальных собраний возникла и общая проблема оптимизации работы органов местного самоуправления, в частности муниципалитетов. Дело в том, что эти структуры, созданные еще в 2002г., выполняют ограниченный перечень функций – занимаются вопросами опеки и попечительства, организацией досуговой и спортивной деятельности, а также вопросами военного призыва. Но многие москвичи, вообще не представляя, что такое муниципалитет, зачастую просто путают его с муниципальными собраниями или даже районными управами.

Для того чтобы понять, что такое муниципалитет, нужно вернуться к истории вопроса. Как пояснил РБК председатель Мосгордумы Владимир Платонов, муниципалитеты – система городской власти, созданная в начале века решением Верховного суда. «Дело в том, что у нас была другая система местного самоуправления. Она реализовывалась, как до революции, на уровне города. Городская дума и мэр города были органами местного самоуправления, а на территории у нас были территориальные органы местного самоуправления. Туда входили избираемые депутаты, они избирали главу районной управы. Был районный депутатский корпус и была исполнительная власть района. А потом решением Верховного суда все это было изменено», — отметил он.

В.Платонов напомнил, что в 2002г. районные депутаты стали представителями органов местного самоуправления, и городским властям пришлось создавать уравновешивающую систему. «Не может существовать орган местного самоуправления, не имея никакой исполнительной власти, так появились муниципалитеты. При этом осталась вертикаль исполнительной власти – это районные управы. Таким образом, мы исполнили решение Верховного суда. А сейчас мы смотрим, как совершенствовать эту систему власти в городе», — добавил спикер столичного парламента, признав, что муниципальная система в городе очень непроста.

Получилось, что муниципалитеты – это исполнительные органы власти, работающие в системе с муниципальными собраниями. Но ограниченные функции этих структур дублируются целым рядом других ведомств. Опекой занимается Департамент семейной и молодежной политики, организацией спортивных мероприятий – Департамент физической культуры и спорта и так далее.

20 декабря 2012г. депутаты московского района Печатники большинством голосов решили отказаться от полномочий, которыми наделен муниципалитет их района, такое же решение в ближайшее время намерены принять депутаты муниципальных собраний еще 4-5 районов. В декабре текущего года столичные отделения партий КПРФ и «Справедливая Россия» приняли соответствующую резолюцию, суть которой — возвращение на уровень управ районов и других городских структур полномочий муниципалитетов по опеке, организации досуговых и спортивных мероприятий, чтобы не создавать дублирования функций.

Как отметил один из депутатов муниципального собрания района Печатники Максим Мотин, именно дублирование функций является проблемой для простых жителей района. «Подавляющее число жителей знать не знают, что такое муниципалитет, все знают управу. А некоторые не понимают, по какому вопросу куда идти. Ничего страшного не произойдет, если управа до конца заберет функции муниципалитета. Самое плохое – это коллективная безответственность, когда никто не принимает окончательное решение. Пусть лучше за все отвечает управа», — подчеркнул он. При этом депутат выразил уверенность, что если жители Печатников этим недовольны, они могут прийти на выборы мэра и не голосовать за действующую власть.

В свою очередь депутат муниципального собрания Тропарево-Никулино Владимир Ганарчук, который тоже поддерживает идею отказа от полномочий муниципалитета, отмечает, что реформа сэкономит деньги районного бюджета. «Эффективность управ и ГУИСов, занимающихся всем районным хозяйством, в несколько раз выше эффективности муниципалитета, а расходы на зарплаты практически одинаковы. У меня идея была такая: в районе останутся сильный депутатский корпус, который сможет проконтролировать исполнительную власть, и единый центр принятия решений. Это попытка усилить общественный контроль», — выразил он свое мнение.

По словам секретаря бюро совета Московского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Ильи Свиридова, перераспределение полномочий между муниципалитетами и районными управами – это необходимость. «Понимая установленную систему координат, мы пытаемся исправить то, что есть сейчас, и поэтому предлагаем такую инициативу», — сообщил он.

«Муниципалитет – сам по себе непонятно чем, с точки зрения местного самоуправления, местных жителей и депутатов, занимается. Зачем это нам все? На самом деле, какое отношение к местному самоуправлению имеет, например, опека над детьми, которые в детских домах? Это государственная функция, ими же занимается департамент семейной и молодежной политики; военный призыв – этим занимается военкомат – это все дублирование, а содержится штат, достаточно большой. У нас на Таганке 30 человек. Львиная часть бюджета тратится на содержание этих сотрудников. Какой смысл в этом?», — добавил И.Свиридов.

При этом он подчеркнул, что считает целесообразным преобразовать муниципалитеты в аппараты, реализующие решения муниципальных собраний. Тогда эти структуры вернулись бы к тем функциям, которые изначально должны были выполнять. «Несколько человек, допустим, 4-5 сотрудников – бухгалтер, оргработник, секретарь, который может отправлять запросы, получать ответы, регистрировать их, вести административный учет. Этот отдел или аппарат должен быть создан вместо уходящих муниципалитетов», — резюмировал И.Свиридов.

По словам депутата Мосгордумы Андрея Клычкова, руководителя фракции КПРФ, полномочия, которые были переданы в свое время «непонятно с какой целью» из управ в муниципалитеты – опека, попечительство, досуговая деятельность, — вызвали необходимость создания аппаратов в муниципалитетах, больших штатов для выполнения этих функций, несвойственных для исполнительных органов местного самоуправления.

«Сейчас, в случае если эти полномочия будут переданы на добровольной основе от муниципалитета управе обратно, то, безусловно, это приведет к сокращению муниципалитетов и выполнению муниципалитетами прямых функций исполнительного органа местного самоуправления, то есть обеспечение деятельности муниципального собрания и принятого им решения, потому что на сегодняшний день де-юре лишь добрая воля заставляет муниципалитеты обеспечивать деятельность муниципального собрания», — подчеркнул он.

При этом председатель Мосгордумы Владимир Платонов отметил, что любые инициативы, касающиеся местного самоуправления, его реформирования, изменения, улучшения, должны быть рассмотрены. «Мы все рассматриваем и вносим необходимые изменения в действующее законодательство», – заверил он. По словам первого заместителя председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» Светланы Разворотневой, в Москве органы местного самоуправления «всегда были специфическими».

«В том виде, в котором сейчас существуют муниципалитеты, они действительно являются чужеродным придатком, потому у них всего-навсего четыре полномочия», — заявила она и подчеркнула, что депутаты муниципальных собраний, получившие дополнительные полномочия в 2012г., говорят о том, что для того чтобы сейчас, например, утверждать списки по капитальному ремонту домов или благоустройству, осуществлять контроль за деятельностью управляющих компаний, попросту не хватает юристов, у собрания нет своего аппарата. «В муниципалитете этих функций тоже нет и фактически появился разрыв», — добавила С.Разворотнева.

Как отметила депутат Мосгордумы, глава комиссии по градостроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, пока в Мосгордуму никаких документов о возможном упразднении муниципалитетов или о других решениях в этой сфере нет. «Мы эти документы от муниципалов пока не получали. Если депутаты проголосуют за упразднение, это не может вступить в законную силу. Они могут на своем уровне передать какие-то полномочия – отказаться от каких-либо государственных полномочий, которые выполняет муниципалитет. Если по закону муниципалитеты должны существовать, они будут существовать и без полномочий», — пояснила она.

При этом, по словам Т.Портновой, выйти с законодательной инициативой могут очень многие, от каждого депутата и комиссии до мэра города и совета муниципальных образований. «Это инициатива, которая идет снизу. Ее надо видеть, посмотреть, это имеет право на жизнь», — заключила она.

Депутат А.Клычков добавил, что идея заключается в том, что если депутаты посчитают, что у них не имеется достаточных возможностей для своей работы, они могут создать, например, аппарат совета депутатов, которому будет прямо прописано выполнение тех решений, которые приняты муниципальными собраниями для обеспечения деятельности муниципального собрания, что в большей степени соответствует закону о местном самоуправлении.

«Наша позиция — что следующим шагом должно стать формирование единого районного бюджета, за который можно будет отвечать и который можно будет контролировать, ликвидация управ и префектур и создание нормальной системы местного самоуправления», — сообщил А.Клычков. По его словам, муниципалитеты не упраздняются. Исполнительный орган местного самоуправления ликвидирован быть не может, он предусмотрен Конституцией и законом о местном самоуправлении Российской Федерации. Поэтому муниципалитеты просто меняют свое наименование и содержание.

«Наименование привязывает их к нашей сложной системе местного самоуправления исполнительной власти на уровне района. Это создание органа, который будет понятен для избирателей и депутатов – аппарат совета депутатов – исполнительный орган местного самоуправления. Это не технический персонал. Помимо обеспечения деятельности муниципального собрания, он будет выполнять его решения», — резюмировал А.Клычков.

Депутат заключил, что соответствующие изменения в московское законодательство будут разработаны, а перемены могут начаться уже в предстоящем году.

РБК

Вам также может понравиться

Комментарии закрыты.