Референдум по расширению платных парковок может стать первым подобным мероприятием в истории Москвы — Мосгоризбирком и Мосгордума не против. Но будут ли они столь же лояльными в отношении других, более серьезных вопросов, которые необходимо выносить на городское голосование?
Идея о проведении референдума появилась еще в ноябре, после того как зам мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов заявил о расширении зоны платной парковки до границ Садового кольца. Инициатором проведения референдума выступила партия «Справедливая Россия». В начале декабря инициативу одобрил Мосгоризбирком, а на этой неделе за проведение референдума единогласно высказались депутаты Московской городской думы.
«Эсеры» полагают, что москвичам необходимо ответить на следующие вопросы, касающиеся платных парковок:
- Поддерживаете ли вы решение департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца?
- Считаете ли вы необходимым предоставить жителям — резидентам зоны платной парковки права бесплатного паркования по месту жительства?
- Считаете ли вы необходимым введение платной парковки за пределами Садового кольца?
- Поддерживаете ли передачу органам местного самоуправления полномочий по администрированию зоны платной парковки, в том числе по установлению льгот для жителей, сокращению/увеличению платных парковочных мест, а также поступлению платежей в местные бюджеты?
Пока решения Мосгоризбиркома и Мосгордумы носят в первую очередь технический характер, то есть означают, что у заявителей правильно оформлены все необходимые документы. Теперь Мосгоризбирком должен в течение двух недель зарегистрировать инициативную группу, которой нужно будет собрать около 143 тысяч подписей москвичей (2% жителей города), считающих, что референдум необходим. Потом — проверка собранных подписей Мосгоризбиркомом, и только после этого — окончательное решение Мосгордумы о проведении референдума. В общем, к следующему единому дню голосования — к 14 сентября 2014 года — как раз управятся.
Но даже технический характер решений, принятых столичными властями, не отменяет уникальности самого события. Инициатива с парковочным референдумом — первая в истории Москвы, которая прошла через фильтр Мосгоризбиркома. (Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся в 1991 году и касался сохранения Союза. В 2000-е в стране провели несколько региональных референдумов об укрупнении субъектов РФ.)
Депутат Мосгордумы Татьяна Портнова («Единая Россия»), которая выступала главным докладчиком по теме парковочного народного голосования, просит не искать в этом сверхсмыслов: «Все инициативы, которые поступали в Мосгоризбирком ранее, были настолько безграмотно юридически оформлены, а вопросы сформулированы настолько некорректно, что комиссия просто не могла их выпустить на уровень Мосгордумы». Обвинять городскую думу в нежелании услышать глас народа тоже неправильно, настаивает депутат. До нее, мол, никакие инициативы референдумов даже не доходили.
Но не искать «сверхсмыслы», при всем желании, не получается. Во-первых, парковки — очень удобная для властей тема: животрепещущая, искренне волнующая горожан, но при этом бытовая, лишенная политического подтекста и потому абсолютно безопасная. Во-вторых, сам факт проведения референдума повышает доверие горожан к столичной власти, легитимизирует ее. В-третьих, становится отличной рекламой для самой Мосгордумы, в стенах которой вновь говорят о демократических институтах и народном волеизъявлении. Кстати, очередные выборы в столичную думу пройдут как раз 14 сентября 2014 года. Так что референдум может стать еще и очень хорошим инструментом для повышения явки.
И, наконец, главный вопрос: позволит ли он решить проблему с платными парковками? Часть депутатов Мосгордумы полагает, что нет. Причина — в некорректной формулировке некоторых вопросов, ответы на которые, вероятно, не повлекут никаких юридических последствий. Впрочем, муниципальный депутат Таганского района Москвы Илья Свиридов, активно участвовавший в подготовке инициативы, по этому поводу не переживает: «Изначально мы рассматривали инициативу с референдумом как инструмент давления на власть. И это очень здорово, что сейчас она стала юридическим фактом. Это голосование будет пробным шаром, благодаря ему мы сможем узнать, какие еще подводные камни могут подстерегать тех, кто пытается проводить референдум».
После того как Мосгоризбирком утвердит инициативную группу, Свиридову и его соратникам предстоит собрать 143 тысячи подписей горожан за 30 дней. «То есть по 5 тысяч в день. Реально ли это? Вполне. Тема многих волнует, думаю, уговаривать людей не придется».
P.S. 25 декабря зона платной парковки будет расширена до Садового кольца. Несмотря на инициативу по проведению референдума.
Комментарии
ИЛЬЯ СВИРИДОВ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕПУТАТ ТАГАНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ, ЧЛЕН ПАРТИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»:
— Если честно, я уже устал отбиваться от нападок в духе «продажные эсеры в очередной раз выполнили заказ власти». Потому что эти же люди месяц назад хихикали и говорили: «Хватит пиариться, у вас все равно ничего не получится с референдумом».
То, что инициатива «прошла», может быть связано с чем угодно. Может быть, это связано с выборами в Мосгордуму. Может быть, Ликсутов решил узнать мнение горожан, ведь он потратил 400 млн на пиар платных парковок. А может быть, это Кремль готовится к референдуму об объединении муниципальных образований и решил «обкатать» схему на парковках в Москве.
Мы долго обсуждали, как сформулировать вопросы. Вначале думали, что нужно один простой вопрос задать: «Поддерживаете ли вы введение платных парковок в Москве?» А если бы люди сказали «да»? И что, на нас бы потом повесили ответственность за введение платных парковок по всей Москве? Кто готов на себя такую ответственность взять?
Вопрос ведь не только в том, быть или не быть парковкам, а еще и в том, какими им быть. Я не считаю, что в некоторых местах платные парковки действительно нужны. Но власти должны проводить работу над ошибками. Например, вопрос с бесплатной парковкой ночью, в выходные и праздничные дни до сих пор не решен.
АНДРЕЙ КЛЫЧКОВ, ДЕПУТАТ МОСГОРДУМЫ, ЧЛЕН КПРФ:
— То, что референдум может состояться, это в первую очередь «заслуга» Мосгоризбиркома и Мосгордумы, а не тех, кто выступил с инициативой. Так, два с половиной года назад московское отделение КПРФ тоже пыталось инициировать голосование. Нам потребовалось 4 раза выиграть у Мосгоризбиркома в Мосгорсуде и 4 раза — в Верховном суде, чтобы наша заявка была, наконец, нормально рассмотрена и чтобы избирком признал, что она соответствует закону. На следующей неделе наша инициатива также будет вынесена на рассмотрение Мосгордумы. Только вот вопросы, которые мы хотели задать москвичам, уже, мягко говоря, устарели. Кстати, в кулуарах нам неоднократно говорили, что дело не в нашей инициативе, а в том, что никто просто не хочет проводить референдум.
Прекрасно понимаю, что Мосгордума поддерживает инициативу с парковочным голосованием не от большого желания пообщаться с населением. Просто это мероприятие может привлечь внимание к выборам в Мосгордуму.
В любом случае очень хочется, чтобы избиратели поверили, что механизм референдума реально существует и что с его помощью можно решать проблемы.
Комментарии закрыты.