В Госдуму внесен законопроект, предлагающий раз и навсегда положить конец соседским спорам по поводу пользования общей инфраструктурой. Любой собственник будет обязан бесплатно пускать соседей и вообще всех людей ходить по жизненно важным дорогам. Каким образом законопроект поможет открыть ворота и поднять шлагбаумы, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Была дорога общая, а стала вдруг частной. С соответствующим антуражем в виде ворот, блоков, шлагбаумов, а то и охраны — проход чужим закрыт. В итоге, чтобы людям добраться до своего селения, приходится петлять по лесам и болотам. Такая практика особенно процветала в «лихие 90-е», в период массовой и не всегда законной приватизации земель. Но отдельные рецидивы случаются и сейчас. Причем дело одним только проездом-проходом не ограничивается, констатирует юрист, руководитель компании «Земельных дел контора» Илья Свиридов:
«В практике я такое видел, когда общий проезд занимается под расширение своего дачного участка. И всем приходится делать крюк и объезжать полкилометра. А еще хуже, когда, например, идут общие коммуникации по этому участку — ну, потому что коммуникации общие обычно идут вдоль дорог, — и если кто-то «прихватизирует» участочек, под которым идут общие коммуникации, то потом трудно там расширить или кого-то, наоборот, подключить к этим общим коммуникациям. Потому что там свои сложности».
А еще инициаторами передачи общей инфраструктуры в частные руки часто выступают сами местные власти. Им так проще — меньше хлопот. Ну а то, что пострадают окрестные жители, мало кого волнует, говорит автор законопроекта, депутат Госдумы, председатель Московского межрегионального союза садоводов России Андрей Туманов:
«Местная власть не хочет брать на свой баланс какую-то местную дорожку, за которую надо платить, ремонтировать. Иногда она переходит в руки каких-то местных бизнесменов. Местный бизнесмен не дурак. Если он взял дорогу, если он вложил туда какие-то деньги, он, естественно, ставит на ней шлагбаум и говорит: «Моя дорога». Значит, все, кто по ней проезжает, платите мне некую мзду».
В развитых странах подобные проблемы решаются с помощью так называемого публичного сервитута. Это когда собственник земли не имеет права ограничивать твой проход к твоему же дому. Что-то подобное должно быть и у нас, уверен Андрей Туманов:
«Другого подхода нет. Вот я за то, чтобы даже если это будет земля частной собственности, вы не имеете права её перекрывать, вы не имеете права ставить шлагбаум, вы не имеете права требовать за это какую то дополнительную плату».
Инициатива может стать очень полезной, но только если в законопроекте скрупулезно будут проработаны все детали. Общие фразы дадут возможности для различных толкований, и те, кто не хочет пропускать через свою территорию людей, найдут аргументы, чтобы и впредь этого не делать, считает Илья Свиридов:
«Это хороший законопроект, он нужен. Потому что сегодня для того, чтобы внести такие изменения и признать эти земли территорией общего пользования, нужно достаточно много времени потратить и внести изменения в планировочные документы. Это дорого, кстати, стоит. Естественно, это будет встречать противодействие. Поэтому здесь, если будут прописаны такие детали, то это хорошее дело, и надо его приветствовать».
Некоторые эксперты, впрочем, полагают, что отдельного законопроекта вносить не надо. Сейчас идет разработка нового Гражданского кодекса. Вот туда, может быть, стоит включить и тему пользования общими дорогами. Но для простых граждан эти бюрократические тонкости особой роли не играют. Главное для них — чтобы подъезд к их дому был свободен от созданных кем-то искусственных препон.
Комментарии закрыты.