В сентябре в Москве пройдут выборы в городскую думу, которая играет ключевую роль в жизни столицы. Оппозиция намерена решительно бороться за мандаты. Разбираемся, кем представлены либералы и какие у них перспективы.
Выборы пройдут по 45 одномандатным округам по мажоритарной системе, то есть простым большинством голосов.
В настоящее время городское заксобрание представляют 7 250 222 избирателя. Согласно уставу Москвы, городская дума обладает широкими полномочиями: принимает законы и постановления, которые регламентируют жизнь в столице, в том числе и годовой бюджет. В том, как живет и функционирует город, есть большая заслуга этого законотворческого органа.
Прошлые выборы
По итогам выборов 2014 года 28 мандатов достались «Единой России», 10 – лояльным ЕР самовыдвиженцам, 5 – КПРФ, 1 – «Родине», 1 – ЛДПР. Низкая явка позволила партии власти с лёгкостью провести своих кандидатов в большинство округов. Судьба законодательного собрания Москвы не пользовалась большим интересом горожан: по официальным данным, свои голоса отдали 21% избирателей, то есть лишь каждый пятый горожанин. Это неудивительно, если учесть, что МГД видится обществом не как независимая законодательная ветвь власти, а как послушный инструмент легитимации и поддержки политики мэра. Едва ли обычный житель Москвы назовёт хотя бы одного известного ему депутата городской думы, разве что Надежду Бабкину вспомнят её поклонники. И совершенно точно никто не вспомнит ни одного закона, принятого городской думой за последние 5 лет.
Либеральная оппозиция
Выборы-2019 пройдут на фоне очевидного падения рейтинга ЕР, а также возросших протестных настроений и недоверия к власти. Заметно усилилась не только социальная, но и «зелёная» повестка. Создается впечатление, что предстоящие выборы пройдут заметно громче, чем в прошлый раз, когда рейтинг действующей власти был высок на фоне «Русской весны». Несистемная оппозиция активно готовится к борьбе за мандаты, стремясь поднять явку. Объединить все оппозиционные силы с целью выставить единого кандидата в каждом округе призывает практически каждый сторонник негласного лозунга «лишь бы не ЕдРо». Навальный, например, делает упор на кампанию «Умное голосование», цель которой – объединить протестные голоса и направить их на одного самого сильного кандидата, оппозиционного «Единой России».
Среди либералов «Яблоко» имеет самый мощный потенциал для предстоящей борьбы. На прошедших в 2017 году выборах в советы депутатов муниципальных собраний «Яблоку» удалось «откусить» заметный кусок у ЕР: 176 муниципальных депутатов в 51 районе Москвы. Нет сомнения, что каждый из них будет подключён к избирательным кампаниям либо в качестве поддержки оппозиционных кандидатов, либо как самовыдвиженец.
Пиар на стройках храмов
Любопытно, что четверо кандидатов Гудкова являются муниципальными депутатами от партии «Яблоко». Но самое интересное, что их всех объединяет борьба с Русской Православной Церковью и господин Ходорковский.
Оппозиционеры традиционно пытаются сделать себе имя на протестах против строительства. Недовольство вызывают спортивные или инфраструктурные проекты, жилищные комплексы или православные храмы – лишь бы была возможность «раскачать» местное население лозунгами о том, что у них «что-то отбирают». Примечательно, что именно православным храмам либералы уделяют особое внимание. Поскольку крупный бизнес с большими связями в мэрии им не по зубам, они отыгрываются на беспомощных общинах прихожан, которым одинаково трудно защитить себя как перед лицом городских властей, так и в столкновениях с агрессивными и хорошо подготовленными «храмоборцами».
Затормаживать стройку храмов на неопредёленный срок путём разнообразных способов давления на префектуру получается довольно часто: подобное происходит на Торфянке, в Академическом, Бескудниково или Афганском сквере. Каждый такой эпизод выдается за «победу над системой» и позволяет набирать политические очки для дальнейшей общественной деятельности основным провокаторам, которые часто являются оппозиционными муниципальными депутатами.
Прогноз для либеральной оппозиции
Однако в целом прогнозы экспертов для либеральной оппозиции пессимистичны:
«Несмотря на то что по итогам 2017 года в СЗАО, ЮЗАО и ЦАО возникли красно-зелёные муниципальные советы, которые обязательно станут центрами притяжения всего протестного электората, расклад сил в МГД по итогам грядущих выборов едва ли сильно изменится. ЛДПР, СР, «Родина», как и прежде, будут представлены плюс минус по одному депутату, около 5 мандатов отойдут КПРФ. Основные места будут делить ЕР и традиционное объединение самовыдвиженцев «Моя Москва»», – такого мнения придерживается политолог Дмитрий Скурихин.
Кстати, самовыдвиженец на местных выборах в последние годы стал самым выгодным образом, поскольку на этом уровне жители голосуют за конкретного человека, а не за партийную символику. Скурихин считает, что несистемные оппозиционеры вряд ли смогут добиться серьёзных результатов:
«Протестные кандидаты едва ли возьмут много мандатов. Новой силы, которая выстрелит в рамках городской повестки, пока не видно. Явка будет ниже, чем на выборах мэра, и едва ли составит более 20–25%. Навальному, Гудкову, яблочникам и оппозиционным самовыдвиженцам едва ли удастся договориться между собой, поскольку городская кампания требует большой координации действий, договорённостей по общим кандидатам и даже централизации бюджета.»
В разговоре с Царьградом глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов отметил, что изменения, введённые несколько лет назад, значительно повысили шансы на избрание именно провластных кандидатов:
«В 2014 году убрали партийные списки, что привело к тому, что кандидатам от власти стало проще выигрывать выборы. При том, что явка, как и в прошлый раз, будет не выше 25%, предпосылок того, что выборы изменят общую ситуацию по раскладу сил в МГД, не видно. Что касается либеральной оппозиции, традиционно проблемные для власти округа уже успели стать предметом конфликта оппозиционных сил. Будет, к большому искреннему сожалению, как в прошлый раз: разброд и шатание, все против всех.»
Подводим итоги
Многие критики считают, что москвичи действительно мало знают о том, что происходит в стенах городской думы. Ни один вопрос не выносится для широкого обсуждения, публичные слушания не проводятся. Например, бюджет, который вносится мэром, без поправок и возражений принимается большинством голосов. Это связано с тем, что законодательная власть остаётся в тени, а исполнительная концентрирует полномочия в своих руках.
Всё чаще звучат мнения о необходимости реформы местного самоуправления, расширении реального влияния МГД. Но это совершенно точно не повод отдавать голоса за тех, кто идёт на выборы лишь с негативной повесткой и призывами все сломать. Очевидно, что в нынешних условиях должна работать схема «критикуешь – предлагай». В противном случае переформатирование МГД может лишь ухудшить ситуацию.
Комментарии закрыты.