Законопроект о местном самоуправлении в Москве выглядит несбалансированным

Полномочия муниципальных депутатов будут расширены через месяц. Мосгордума может принять соответствующий законопроект уже в июле. Об этом на общественных слушаниях в Мосгордуме заявила председатель комиссии МГД по госстроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова.

«27 июня будет первое чтение, затем мы возьмем время на внесение поправок. До конца этой сессии в июле мы должны будем его принять», – заявила она. Новые полномочия по закону депутаты получат 12 августа.

В результате реформы местного самоуправления депутаты муниципальных собраний будут определять перечни дворов на благоустройство, согласовывать проекты развития районных парков, а также перечни подлежащих капитальному ремонту домов. Они также будут контролировать ход работ и принимать их – без подписи представителей муниципалитета подрядчики не получат денег за свою работу. Кроме того, в одобрении двух третей муниципального собрания будут нуждаться проекты строительства в районе парковок, гаражей, АЗС, магазинов площадью до 1,5 тыс. кв. м, храмов. Если глава управы злоупотребляет своими полномочиями или не исполняет обязанностей, то депутаты смогут выразить ему недоверие, что может стать причиной отставки чиновника. По просьбам журналистов законопроект прокомментировал секретарь Бюро Совета Московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, врио Председателя Совета Муниципальных Депутатов района «Таганский» Илья Свиридов:

– Главным пробелом является то, что законопроект не детализирует порядок исполнения новых полномочий – его будет определять Правительство Москвы (п. 3 ст. 3). Порядка этого, по всей видимости, еще нет, и как он будет выглядеть – загадка. В любом случае, мэрия оставляет за собой право и возможность как угодно корректировать механику исполнения местным самоуправлением своих полномочий.

Теперь по пунктам:

1. Контроль за органами управления. Да, есть механизм выражения недоверия главе управы. Но, во-первых, собрать 2/3 голосов не удастся ни в одном районе, а, во-вторых, решение все равно принимать мэру. Что касается «заслушивания» ГУИСов, МФЦ и органов здравоохранения, то никаких возможных реальных последствий этих «заслуживаний» закон не содержит.

2. Благоустройство. Да, депутаты будут «согласовывать» адресный перечень объектов авторства все той же управы. Но могут ли они вносить предложения, коррективы? Понятно, что это будет зависеть от отношений в каждом конкретном районе, но, на мой взгляд, было бы логично допустить такую возможность непосредственно в законе. Скажем, на 50%. Или на 30%. То же касается и планов благоустройства парков и скверов.

3. ЖКХ. Опять та же норма о «согласовании» планов выборочного капремонта, вместо возможности вносить предложения. Нет ни слова о текущем ремонте, ремонте подъездов. Зато есть норма о возможном расторжении договоров с управляющими организациями – это очень важный момент, очень положительный, надо признать.

4. Капстроительство. Остаются вопросы по порядку, по срокам. Судя по всему, придется вносить изменения в Градостроительный Кодекс Москвы, в регламент Москомархитектуры – также придется ждать, пока это полномочие получит правовую механику. Выдача ГПЗУ строго регламентирована. Лично для меня необычно выглядит и появление префектурского «акта о выборе земельного участка для строительства», этот механизм в Москве не использовался очень давно, если вообще использовался.

5. Формирование и утверждение плана социально-экономического развития района. Важнейшее и крайне перспективное полномочие, но крайне скудно описанное в законопроекте. Что значит «в пределах объемов бюджетных ассигнований»? Как депутаты будут узнавать эту информацию? Что за «перечень направлений расходования средств, утверждаемый Советом муниципальных образований»? Имеется в виду тот пятимиллиардный фонд, о котором говорил на съезде муниципальных собраний 31 мая Сергей Собянин?

В конце хочу сказать о главной, на мой взгляд, лакуне законопроекта. Подавляющее большинство муниципальных депутатов Москвы – люди, которые имеют постоянную занятость на основной работе. Это касается и «системных» депутатов – директоров школ и детсадов, главврачей поликлиник, и пр., и реальных общественников, оппозиционных и лояльных власти. Уже сейчас я лично могу на примере своего района заявить, что из 15 депутатов реально работать могут и готовы от силы 5-6 человек. С увеличением полномочий должна измениться и такая ситуация, когда на постоянной основе работает максимум один депутат. На мой взгляд, эта «квота» должна быть изменена до как минимум трех: это вполне логично, не потребует серьезных затрат бюджета, и позволит трудиться на благо москвичей именно тех, кто их избрал. Кроме того, в структуре муниципалитетов («администраций», по-новому) должны появиться специализированные отделы, подчиняющиеся непосредственно муниципальному собранию («совету депутатов»), которые бы состояли из 3-5 человек и вели всю административную работу по сопровождению реализации новых полномочий. И, в финале, наверное, стоит подумать о специализированных семинарах для депутатов, организуемых официальными властями для повышения «квалификации»: с учетом всех новшеств, от депутатов теперь будет требоваться более профессиональная работа.

qwas.ru

Вам также может понравиться

Комментарии закрыты.