К началу сентября в ЦИКе скопилось больше 800 агитационных материалов, подсчитали в Центризбиркоме. Но это лишь образцы, предоставленные для проверки: агитки, которые размещаются повсюду на партизанский манер, на самом деле не сосчитать.
На «серых» расклейщиков жалуются жители домов, владельцы рекламных конструкций и сами политики. «Лента.ру» узнала, почему заказчики нелегальной полиграфии ничего не боятся и можно ли призвать их к порядку.
Агиток, предоставленных для проверки в ЦИК, оказалось вдвое больше, чем на предыдущей думской кампании в 2011 году. Объем материалов вырос вместе с числом партий-участниц предвыборной гонки, которое тоже удвоилось.
Рекордсмен — «Справедливая Россия», распространившая 38,8 миллиона материалов. Почти не отстает ЛДПР с 34 миллионами. У «Яблока» — 17 миллионов штук, у КПРФ — «всего» пять миллионов экземпляров.
У одномандатников показатели на порядок скромнее, но они тоже полагаются прежде всего на печатные агитки — в Москве ведь кандидаты по округам остались без теледебатов. Претендентов было слишком много, чтобы каждый успел высказаться в отведенное для агитации время, и дебаты вообще отменили. Такая же ситуация сложилась и в Татарстане.
Что распространять
Листовки и газеты — привычный для избирателей и эффективный канал, объясняет кандидат по 206 округу Москвы от «Справедливой России» Илья Свиридов. «На выборы у нас ходят в основном среднее и старшее поколение, они привыкли получать информацию через печатные издания, все-таки интернет и прочие современные способы, в том числе агитационные кубы, — это немножко не для них», — говорит политик.
Печатные материалы («в том числе иллюстрированные») — едва ли не единственное, что Избирательный кодекс разрешает бесплатно распространять в рамках агитации. По словам экспертов, полиграфическая продукция — элемент не просто разрешенный, но необходимый.
«Кандидат должен “коснуться” избирателя не менее 12 раз — при личной встрече, через листовки, газеты и так далее, — рассказывает политтехнолог Андрей Миронов, напоминая ключевые правила ведения кампаний. — Выпуск агитационно-печатных материалов (АПМ), включая листовки, — обязательное условие, которое необходимо для выполнения требования о 12 контактах».
Рекламщики признают, что часть решений, применяемых кандидатами, устарели со времен начала нулевых. Многие кандидаты «оторваны от реалий». «Чувствуется, экономят, и в результате получается антипиар», — говорит ведущий дизайнер Агентства социального проектирования Николай Яровой. Он занимается выборами последние 16 лет и, несмотря на общую критическую оценку, соглашается, что в этой кампании есть и удачные решения.
«Очень много разных стилей, каждый кандидат придумывает свой нестандартный формат, какие-нибудь восьмифальцевые буклеты, или делают агитационные треугольные кубы, шары ставят, призмы», — отмечает эксперт.
Кому доверить
По словам эсера Ильи Свиридова, распространение выстраивают так, чтобы «в каждом доме, каждой квартире знали наши агитматериалы». Газеты идут в раздачу, а листовки больше расклеиваются.
Но как и где размещать листовки? Этот вопрос кандидаты решают по-разному, и здесь в избытке подводных камней. Даже поиск профессиональных расклейщиков может стать проблемой, признают специалисты. «Обычно мы задействуем тех, кто привык работать посменно: сутки через трое или по 12 часов, они самые надежные, — рассказывает Александр, координатор распространителей агитматериалов. — С молодежью тяжело: им, с одной стороны, много денег не надо, но это и минус. Они в любой момент могут решить, что уже заработали, сколько нужно, и пропасть неожиданно. Вообще, занятие не такое легкое, как кажется».
По словам Александра, его бригады расклеивают материалы на специальных стендах, «которые висят около подъездов в соответствии со схемой размещения». «Принадлежат они или ГБУ «Жилищник», или компании “Чистый город”, — уточняет координатор. — С ними у нас официальные договора, так что работаем законно, в отличие от конкурентов».
Куда приклеить
По действующему законодательству всю наружную политическую рекламу разрешено размещать на специально отведенных для этого конструкциях. На другие объекты тоже можно наклеить агитку, но только с согласия собственника. Борьба за поверхности для расклейки разворачивается и в жилом, и в коммерческом секторах.
«Основная трудность в том, что когда идет наша бригада расклейщиков, практически сразу же за ними следуют и зачищают конкуренты, срывают листовки, — рассказывает Илья Свиридов. — Поэтому приходится расклеивать часов в 10 утра, так они дольше «живут», но это не очень эффективно, ведь люди уже на работе. Приходится потом еще вечером клеить».
Работают круглосуточно, подтверждает бригадир расклейщиков. «Мы листовки вешаем под стекло, но стенды открываются простым шестигранным ключом, и конкуренты этим пользуются. Могут и просто сломать. Очень часто ложное чувство сделанной работы возникает, а потом приходится идти и переделывать все, это тяжело людям объяснить», — сетует координатор Александр. Часто, собираясь на отдых после расклейки, бригада получает сигнал, что «конкуренты все зачистили».
Кого обидеть
Собственники поверхностей тем временем жалуются на прямые убытки. Несколько лет назад аукционы столичного правительства на размещение уличных рекламных конструкций и театрально-афишных стендов выиграло ООО «Художественно-производственное объединение».
Сегодня у компании примерно пять тысяч таких конструкций, «практически в каждом районе и на каждой улице», говорит ее руководитель Евгений Гаврилов. «Уже третья неделя пошла, как стенды в районе метро Тушино для работы потеряны: сплошь заклеены незаконной рекламой одного из кандидатов в депутаты, Дмитрия Гудкова. Со своих плакатов политик агитирует “За честный бизнес”. Но никаких договорных отношений у нас с ним нет», — возмущается Гаврилов. Он заверяет, что на любом из стендов размещена контактная информация, операторы готовы ответить в любой момент. «Но никаких попыток связаться с нами никто не делал», — отмечает глава компании.
В первый же раз были одновременно полностью заклеены около ста стендов, вспоминает Гаврилов, причем «агитматериалы в точности повторяли размеры рекламных щитов компании, то есть были сделаны специально под них».
Почему не страшно
Сами же политики, которых обвиняют в «серых» методах распространения, не видят в том ничего предосудительного. «Мы клеим агитацию на свободные, предназначенные для этого пространства, в том числе и на пустые афишные стенды», — объяснял в Twitter Максим Кац, возглавляющий предвыборный штаб Гудкова. В ответ ему подсказывали, что «пустой» — не значит свободный.
Но последствия его не особенно беспокоили. «Если эти стенды действительно законно кому-то принадлежат, могут оштрафовать на 500 рублей за размещение без согласия», — указал Кац в социальной сети.
Попытались жаловаться самому кандидату. «Дмитрий, мой голос за вас. Просто прошу, чтобы ваши ребята не клеили агитки в неположенных местах», — написал пользователь Юрий Юрьев, пояснив, что речь шла о жилом доме.
Но кандидат уклоняется от беседы, уступая место главе своего штаба.
В результате Кацу пришлось объяснять, почему агитки расклеены на стенах домов прямо вдоль пандусов для инвалидов. «Значит, неудачно приклеили, — признает в конце концов Кац. — Мы клеим у лифтов, на информационные доски, у входов в подъезды». По его словам, 30 процентов посетителей встреч приходят именно по таким объявлениям.
Но сторонника-пользователя убедить не удалось. «Максим, я читаю про ваши встречи и рад, честно. Только стена жилого дома (подъемников для инвалидов) вовсе не место для объявлений», — пишет Юрьев, подчеркивая, что «спамеров у нас не любят».
Как оштрафовать
Кандидатов-спамеров легко невзлюбить, но наказать их гораздо сложнее. Столичный кодекс об административных правонарушениях предполагает, что размещение информации за пределами специально отведенных мест влечет предупреждение или штраф. Для граждан — от одной до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических — от 50 тысяч до 100 тысяч.
На указанные Кацом 500 рублей в действительности штрафуют за «несанкционированное нанесение надписей, изображений» на здания и элементы инженерных коммуникаций. Хотя «потолок» взысканий в зависимости от статуса нарушителей все-таки выше — 2-15 тысяч рублей.
Дороже всего может обойтись нелегальная расклейка на остановках — 3-5 тысяч рублей для граждан и 50-150 тысяч — для юридических лиц.
Правда, довести дело до штрафа — целое приключение и для правоохранителей, и для пострадавшей стороны. Поскольку ареста за подобные нарушения закон не предусматривает, то задержать расклейщика можно не дольше чем на три часа. Изъять агитки тоже проблематично — это допустимо только для предоставления материалов в суде. А с учетом того, что выходных данных, как правило, на такой полиграфии нет, задача усложняется в разы.
Кому пожаловаться
Оппоненты кандидата пробовали обратиться в Центризбирком. Одномандатники Петр Пахомов из «Коммунистов России», Александр Шумский из «Гражданской платформы» и Эдуард Багиров из «Патриотов России» направили в ЦИК письмо с призывом прекратить незаконную агитацию.
Оппоненты кандидата пробовали обратиться в Центризбирком. Одномандатники Петр Пахомов из «Коммунистов России», Александр Шумский из «Гражданской платформы» и Эдуард Багиров из «Патриотов России» направили в ЦИК письмо с призывом прекратить незаконную агитацию.
Глава Центризбиркома Элла Памфилова этот конкретный случай пока не комментировала, но уже отмечала, что большинство жалоб на нарушения связано именно с агитацией. В комиссии обещают рассматривать все претензии максимально оперативно и при необходимости высылать к нарушителям «межведомственный спецназ» — группу представителей ЦИК и правоохранительных органов.
Собственники рекламных конструкций на правоохранителей не особенно рассчитывают. «После фотофиксации незаконную рекламу сотрудники сняли, и мы написали заявления в полицию, служба безопасности ездила в Центризбирком. Плюс студентов ловили за расклейкой. Однако никакой реакции пока не последовало — как он размещался, так и размещается, каждый день обрываем по 50 по 70 штук», — жалуется Гаврилов на агитацию Гудкова. Руководитель предприятия уверен: нынешнее законодательство не защищает интересы собственников.
Едва ли не единственный эффективный механизм борьбы — действия самих жителей. «Интересное получается кино: как загадить нам подъезд — так они первые, а как убрать свои листовки — так ищи их потом свищи!» — рассказывали воронежцы в ходе одной из предыдущих кампаний.
Терпеть расклеенный спам они отказались и после окончания кампании вышли с ножами и табуретками — соскребать незаконную расклейку. Хотя и их ожидали сложности — «серые» агитки, как говорили жители, покрывали стены до самого потолка: «Неужели так же с табуретками расклеивали?»
Комментарии закрыты.